Введение
Испания - не очень популярная нация для игры в раше, поскольку ряд недостатков делает эту нацию в целом слабее, скажем, Франции или Англии. Большая проблема заключается в слабых политиках при переходе в эпохи: у Испании отсутствует и вариант 400 при переходе во эпоху, и быстрый переход в эпоху, и 1000 при переходе в эпоху. Бонус поставок Испании неплох, но сильных поставок довольно мало, поскольку отсутствуют поставки пехоты дальнего боя и кавалерии дальнего боя, отсутствуют улучшения для этих войск, а также поставка 1000 .
Испания имеет многочисленные бонусы для рукопашной пехоты и кавалерии ближнего боя, но эти войска довольно ситуативные. Данные особенности нации определяют стиль игры за неё: почти каждую игру следует делать ФФ. Играть в Торговой эпохе особо нет смысла, за исключением неожиданных рашей. И то и другое будет рассмотрено в этой статье.
Эпоха открытий
Испания стартует с 6 поселенцами. Троих следует определить на ящики с едой (чтобы они максимально быстро собрали (20+20)+(20+20)+(20)=100 на первого нового поселенца. Остальных троих следует сразу послать на охоту. В определённых случаях имеет смысл в эпохе начать с рынка и изучить в нем первое улучшение на еду или же построить торговый пост, в зависимости от кладов и карты, но это редко. (1) 3 поселенца. Переход с 15-16 поселенцами.
Для начала взглянем на раш-билды для полноты гайда, чтобы уже к ним не возвращаться. В любом случае, если Вы рашите, то первая карта во эпохе - 700 , поскольку оно нужно для замены отсутствующего 400 с перехода у Испании. Варианты раша могут быть разные, но вот самые популярные:
Раш мушкетёрами и поставками
Переходите во эпоху с башенкой+200 , в переходе нарубите дерево на 1 дом и 1 казарму, собирайте еду и золото, башенку ставьте близко к врагу, рядом постройте казарму, на 700 - дома и еще что потребуется, обучайте мушкетёров и присылайте поставки войск к башенке. Первыми почти всегда 8 пикинёров, чтобы жечь постройки.
Раш арбалетчиками/пикинёрами
В начале игры обязательно ставите рынок и изучаете первое улучшение на еду. Переходите в эпоху с 500 , в переходе собираете 100 для улучшения дерева в рынке и рубите дерево как минимум на 2 казармы, собираете еду и дерево, строите посередине карты 2 казармы, на 700 - дома и войска - арбалетчиков и пикинёров из 2 казарм, дальше присылаете 600 и 700 для производства войск, потом 8 пикинёров.
Раш за Испанию крайне ситуативен и представлен в статье лишь для общего ознакомления. Почти каждую игру лучший вариант - это ФФ. Он позволяет на максимум использовать бонус Испании и присылать не просто больше обычных поставок, а больше мощных поставок эпохи. Варианты ФФ могут быть самые разные:
Классический агрессивный ФФ
Переходим во эпохе с башенкой, в переходе рубим 200 на торговый пост, строим его исследователем, собираем 100 и потом всех на еду. После перехода присылаем 700 и 700 , башенку ставим агрессивно, обучаем ещё 2-3 поселенцев и переходим в эпоху с 8 пикинёрами. Людей ставим на еду и золото, 700 используем для 5 домов и 1 казармы, казарму ставим рядом с башенкой. Присылаем 8 пикинёров, в переходе в казарме обучаем 5-10 мушкетеров, после перехода делаем застрельщиков и присылаем 2 пушки. Таким образом, атакуем врага 2 пушками, 16 пикинерами, 5-10 мушкетерами и застрельщиками. Следующая карта обычно 12 пикинеров. Данная стратегия - самый-самый классический вариант игры за Испанию. Некоторые игроки высокого уровня считают, что любые другие варианты проигрышны или уступают, но мы всё равно их рассмотрим.
Экономический ФФ
То же самое, только вместо 8 пикинёров присылаются 5 поселенцев и ставятся на дерево. На 700 дополнительно строится рынок, и вместо производства мушкетёров ресурсы тратятся на улучшения в рынке (обычно следует взять первые улучшения на еду, дерево и золото, второе улучшение на еду). Как вариант, можно поставить торговый пост в начале игры и прислать ещё дополнительно 8 пикинёров после 5 поселенцев за счёт опыта от торгового поста, что, однако, замедлит ваш переход во эпоху.
АТП-ФФ
После 3 поселенцев в эпохе присылается АТП (карта “Улучшенная фактория”) и вместо одного обычного ТП в переходе строятся 3+ фактории. На 700 берётся улучшение дороги (Дилижанс), и посты ставятся на дерево. Существует также вариант, который популяризовал игрок H2O: переход во эпоху с 16 поселенцами с 500 , в переходе помимо нескольких ТП нарубить 200 на улучшение дороги и сразу же взять его после перехода, золото не собирать, а поставить на его получение фактории, прислать 700 и перейти в эпоху с 20/20 населения. Такой вариант более уязвим в начале игры, но даёт больший экономический рост.
Пирошики-ФФ
Легендарный билд, популяризованный японским игроком Piroshiki. Имеет смысл использовать лишь при условии постройки ТП в самом начале игры. Суть в том, что переход во эпоху осуществляется с 12/10 населения (строится всего 3 поселенца, кроме стартовых, и ещё 3 присылаются). Это даёт возможность осуществить атаку с пушками на 30 секунд быстрее, но за счёт дыры в экономике. Клады играют большую роль при данной стратегии. Поселенцы во эпохе не делаются, таким образом, Вы построите первый дом на 700 .
ФФ с картой на церковь
Вместо 8 пикинёров присылается карта на церковь, казарма не строится, домов всего 1-2, чтобы было население послать 2 пушки, переход с 4 гусарами. Поселенцы добывают дерево в дополнение к 700 , строится церковь, и после отправки пушек к башенке высылается отряд алебардщиков из церкви. Хорошо работает против ацтеков, поскольку пикинеры не так хороши против койотов, как против кавалерии, а алебардщики лучше с ними справляются.
Революция
После перехода в эпоху присылается форт и собираются ресурсы для перехода в эпоху. Во время перехода присылается 1000 и собираются 1000 и 1000 . В эпохе присылаются 7 гусар или 2 тяжёлые пушки и выбирается политик с 10 имперскими гусарами для революции. Переход в эпоху соответственно с 4 гусарами, чтобы они тоже стали имперскими.
Описанные варианты игры подходят для RE-патча (официального).
Примечание
На ESOC-патче Испания была переработана и усилена. Главное изменение - карта Spanish Gold теперь присылается в эпохе и даёт бонусное золото с каждой поставки. Имеет смысл сделать экономический ФФ, прислать эту карту первой в эпохе, а затем 1000 и поставки войск, либо сразу же войска, но в крайнем случае.
Видео
Пример игры известного старого японского игрока Takuman'а ниже: