Введение

Ирокезы - это мощная и универсальная нация с низким потенциалом экономики. Их игры, как правило, выигрываются на ранних стадиях, так как нет возможности к буму, но зато Ирокезы обладают способностью разрушить любой план игры соперника. Это единственная нация в ТАД, которая является по-настоящему имбалансной (на EP и в DE Ирокезов серьезно нерфнули, потому они более не являются столь сильными). Видишь ирокезов? Беги и прячься, проси сменить нацию, потому что игра против них не доставит удовольствия. У них нет супермощных юнитов Индии или экономики Англии, это просто комбинация определённых возможностей, которые и делают ирокезов топ-нацией.

Во-первых, это быстрый переход в любую эпоху с поставкой волокуши, которую сразу можно превратить в военную хижину. В то время, как другие нации выбирают между переходом с 400   или 500  , или быстрым переходом и военной хижиной, ирокезы получают и ресурсы, и быстрый переход в эпоху. Военная хижина, которая строится сама по себе, стоит около 250  . Представьте себе, насколько бы мощной была бы, например, Франция, если бы переходила на 1 минуту раньше и получала сразу казарму или конюшню? Это дает ирокезам значительное преимущество, против которого многие нации просто не восстановятся.

Во-вторых, это поставки кавалерии из метрополии. 4 всадника канья во  эпохе - это много. Они стоят 400   и 300  , что сопоставимо по затратам (секунды работы поселенца) с поставкой 700  . По замыслу, поставки ресурсов всегда должны стоить больше, чем поставки юнитов, но не в случае с поставками кавалерии Ирокезов. Однако всё-таки для разработчиков это был трудный выбор, так как если бы они сделали поставку из 3 коней, как у Германии, то это было бы слишком слабо. В   эпохе они получают 6 всадников канья, что эквивалентно 600   и 450   - всё также хорошая поставка, как и поставка ресурсов. Не забываем и про поставку 5 кирасиров за 500   в   эпохе, которая может просто перевернуть игру за счёт низкой стоимости (5 кирасиров как-никак стоят 750   и 750  , даже поставка в 3 кирасира у Франции будет послабее за эту цену) и высокой отдачи (карта прекрасно подойдёт для танкования урона или против массы застрельщиков).

В-третьих, это вождь. Если сейчас он имеет ауру, которая повышает здоровье юнитов на 15%, то раньше это были все 20%. При этом не забываем про особый выстрел, который наносит урон по области. Для восстановления вождя используйте обряды в общественной площади. Не теряйте его по глупости!

В-четвертых, улучшения юнитов. Только во  эпохе у Ирокезов их есть целых два, которые дают 15% к здоровью и 15% к атаке всей пехоты. А также третье улучшение, которое даёт 10% к здоровью и 10% к атаке томагавков и аенна. Это означает, что, в совокупности с аурой вождя, здоровье пехоты улучшится минимум на 30%. Добавим к этому обряд, повышающий атаку юнитов, и Вы получите настолько эффективную по стоимости армию, что даже Россия и Индия не смогут победить её в поздней  эпохе.

Однако у Ирокезов есть свои слабости. У них нет доступа к артиллерии в  эпохе (то, что у них нет поставка 2 пушек, уже большая проблема), но, что ещё более важно, им нечем эффективно убивать артиллерию соперника в  эпохе. Если Вы играете против Ирокезов и у Вас есть время, воспользуйтесь этим и сделайте себе пушки. 

Также небольшой болью для Ирокезов является анимации выстрелов у томагавков и аенна. Они медленнее, чем обычные стрелки, вроде мушкетёров, и могут доставить некоторые неудобства.

Но даже при отсутствии артиллерии Ирокезы имеют сильнейший полу-ФФ в игре. А почему нет? Они могут делать тайминги и начать переход на 7-8 минуте, при этом имея внушительную массу юнитов, и закончить переход к 9 минуте с наличием 2 ТП, 5 рабочими. Это накажет большинство полу-ФФ и ФФ, и на какое-то время будет даже сдерживать ориентированных на игру в Торговой эпохе наций. Как это им удаётся? В основном за счёт поставок. Они получают 4 поставки во  эпохе за счёт 2 ранних ТП, а их поставки очень сильные. Им не нужно тратить ресурсы на обучение армии - им нужно их просто отправить поставками. Остальные поставки идут на экономику: 600   и 5 рабочих. Примерно по таким же причинам ФФ Ирокезов также хорош.

Несмотря на наличие великолепных билдов для ФФ, Ирокезы предпочитают игру во   эпохе. Быстрое давление на соперника, которое даёт контроль над картой, сильная масса, имбовый вождь, а позже и крутые карточки на улучшение пехоты. Вот, что заставляет ирокезов чувствовать себя как дома. Им не придётся иметь дело с артиллерией, потому что ни одна нация, за исключением, может быть, Турции, просто не успеет их сделать. Они также не теряют контроль карты. Ирокезы будут просто радостно ждать, когда на базе соперника кончатся ресурсы и он попытается их отбить. Тут его армия и потерпит поражение. 

Но не всегда бывает всё так просто. Бывают матчи (например, против Англии и Индии), когда у соперника на базе много ресурсов, и у Ирокезов возникают проблемы. В конце концов экономика Ирокезов оставляет желать лучшего, и, несмотря на все сильные стороны, они не могут ждать и позволить Англии или Индии разбумиться. Вот где пригодится ФФ.

Развитие

Эпоха открытий  

3 рабочих распределяем на ящики с едой (желательно по 1 на каждый ящик), остальными убиваем животного (до 12 секунд стадо не отбежит) и добываем еду. Как только с ящиков наберётся 100  , сразу делаем нового рабочего и быстро собираем с ящиков 200   для постройки ТП. Если старт был с 300  , можно построить рынок, добыть дополнительные 50   50   и взять первое улучшение на еду. Но это лучше делать в том случае, если 50   50   Вы взяли с кладов, иначе Вы сильно замедлитесь.

С повозки строим дом. Отсылаем (1) картой 3 рабочих. Постоянно подгоняем стада животных к управе и собираем клады. Вождь имеет способность "вербовать" стражников клада, так что пользуйтесь этим с умом.
Как только наберёте 800   - стартуем во  эпоху.

Здесь существуют варианты, которые и определят дальнейшую стратегию: это быстрый переход или обычный переход с ресурсами. Быстрый переход для игры во  эпохе. Если планируете полу-ФФ или ФФ, то переход во  эпоху с ресурсами, чтобы сохранить возможность быстрого перехода для   эпохи. Переходить с быстрым переходом во  эпоху, а в  с медленным, очень плохая затея для ФФ и полу-ФФ, потому что Вы не будете делать юниты. А Ирокезам нужно делать лесных бродяг и отправлять мощные поставки кавалерии как можно быстрее. Давать сопернику возможность свободно дышать - это не то, что Ирокезы могут себе позволить.

Если карта не выгодна для раша из-за рельефа (Сибирь, Новая Англия...), то берём переход с ресурсами и делаем ФФ. Против кампинга нужно делать ФИ (переход в  эпоху - тот же ФФ, только после отсылки 1200 ресурсов переходим в  эпоху).

Колониальная эпоха  

Игра в колониальной эпохе

Во время быстрого перехода собираем 125   на дом 5 рабочими. Затем переводим обратно на еду.
После перехода рабочих выпускаем на дерево и строим военную хижину из повозки. Она строится 30 секунд, карта идёт 40. Можно подгадать так, чтобы карточка 4 канья прибыла из казармы. Получаем из управы 5 томагавков за 500  .
Далее существует несколько вариантов:

  • Агрессивный раш. Строим военную хижину как можно ближе к базе противника.

(2) Карта с 4 всадниками.
(3) Карта с 6 томагавками.
(4) 600  

 или 7 аенна.

  • Стандарт. Строим военную хижину как можно ближе к базе противника.

(2) Карта с 4 всадниками.
(3) 600  .
(4) 6 томагавков или 7 аенна или 5 рабочих.

  • Упор на экономику и защиту. Против раш наций (Россия, Индия, Турция) или если противник построил стены или башни, и Вы не можете его запушить. Строим военную хижину рядом с базой. Копим армию из томагавков / канья и ждём противника.

(2) 5 рабочих.
(3) 600  .
(4) 6 томагавков или 4 всадника.

При отправке 600   строим дом, рынок и конюшню. Берём улучшение на еду в рынке. Томагавки - это своего рода мушкетёры. Во   эпохе у Ирокезов 3 карты на улучшение пехоты.

Полу-ФФ и ФФ

Во время перехода с ресурсами собираем 300  . После строим военную хижину из повозки и собираем ящики с ресурсами (200   100   и 100  ).

Для ФФ:

  • Отсылаем (2) картой 600  
  • (3) карта - 5 рабочих.
  • Собираем золото и с быстрым переходом в  эпоху. Распределяем рабочих на золото и еду.

Для полу-ФФ:

  • (2) 4 канья (3) 5 рабочих (4) 600  
  • (2) 5 рабочих (3) 600  
  • Собираем золото и с быстрым переходом в  эпоху. Распределяем рабочих на золото и еду.

Эпоха крепостей  

После перехода отсылаем (4) картой 1200 ресурсов. Если Вас рашат, отсылаем военную карту. Против русских будут хороши 5 кирасиров за 500  

Деки