Задаешься вопросом почему проигрываешь, почему твой соперник лучше, как улучшить свой геймплей? Спроси себя, следуешь ли ты нижеперечисленным вещям, и найдешь ответ.
Этот мини-гайд будет полезен для новичков игры в перемирие.

  1. СТАНДАРТНАЯ ДЕКА твой первый шаг. Каждая карточка должна быть ориентирована на долгосрочную игру для экономики или армии.
  2. ПОРЯДОК КАРТ критичен, хорошая дека не гарантирует вам победу. Очень важно отправлять карточки в правильном порядке (а не отсылать их случайным образом). Для экономики, следуйте гайду развития, для армии сначала отправляйте наиболее мощные карточки (скорость тренировки, улучшенный арсенал), затем карточки для юнитов, которые используются больше.
  3. ПОСТОЯННОЕ ПРОИЗВОДСТВО РАБОЧИХ основа вашей экономики. Никогда не прекращайте тренировать рабочих, только если вам нужно сделать переход в эпоху за евро или туземную нацию. Азиатские нации могут продолжать выпускать рабочих, потому что переходят в эпоху с помощью чуда. Больше поселенцев означает больше собранных ресурсов, и следовательно лучше экономика. Как только началась игра, собирайте ящики с едой для начала тренировки первого рабочего. Оставляйте на еде достаточное количество рабочих, чтобы выпускать их без остановок.
  4. ПРОСТАИВАЮЩИЕ РАБОЧИЕ негативно влияют на экономику. Когда они не работают, то не собирают ресурсы. Пожалуйста, используйте горячую клавишу для поиска простаивающих рабочих и Shift-клики для управления рабочими. Shift-клики позволяют выполнять несколько команд поочередно, так что ваши рабочие будут продолжать работать, когда команда выполнится.
  5. ИССЛЕДУЙТЕ местность вокруг своей базы, а позже и всю карту, чтобы видеть все доступные стада, леса, рудники. Используйте исследователя или разведовательный юнит для сбора кладов и домашних животных (коров, овец, лам, яков, буфало) для бума экономики. Не прекращайте разведку врага, чтобы узнать структуру его базы и начальную армию. Это важная информация для построения вашей стратегии.
  6. ПОДГОН СТАД к городскому центру уменьшит время ходьбы для сбора еды. Отправьте одного поселенца к стаду и выстрелите по животному в сторону ТЦ. Это заставит стадо побежать в ту сторону. Повторяйте так каждые 12 секунд.
  7. ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, таких как стада и рудники, должно хватить  до   эпохи, иначе карта несбалансированная и имеет малое количество ресурсов. Скорость сбора ресурсов с охоты и добычи рудников выше чем с мельниц или плантаций без улучшений и карточек. Например: базовая скорость сбора еды поселенцем в секунду с охоты 0.84, но для мельницы это 0.67, плюс необходимо потратить 400   для ее строительства (дерево дорогой ресурс, так как скорость сбора всего 0.5). Заметим, что скорость сбора с ягодных кустов 0.67, что меньше чем с охоты (для всех наций кроме Японии).
  8. УЛУЧШЕНИЕ РЫНКА берите как можно раньше, до того как будет добываться нужный ресурс (исключение Турция). Улучшения рынка стоят немного в сравнении с апгрейдами плантаций или мельниц, зато дает большой прирост к скорости добычи природных ресурсов.
  9. СТРОИТЕЛЬСТВО ДОМОВ должно быть оптимальным - больше домов чем ваша популяция означает потерю времени на рубку дерева, меньше домов - останавливает производство рабочих (не имеет смысла строить все дома, за исключением Японии и Англии). Вы всегда имеете стартовые ресурсы на постройку дома в  эпохе. После этого, следите за лимитом вашей популяции и стройте дом как потребуется. Вы должны строить все дома за Англию и Японию в  эпохе.
  10. 2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРА являются мощным инструментом для ускорения производства рабочих, поэтому нужно подготовить дерево для их строительства во время перехода из  эпохи в   эпоху.
  11. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ должно основываться на ваших нуждах. Проверяйте стоимость перехода в эпоху и распределяйте рабочих соответственно.
  12. ИМПЕРСКИЕ УЛУЧШЕНИЯ увеличивают скорость сбора ресурсов на 50% и это основная причина быстрого перехода в   эпоху, которая даст вам лучший счет. Но всегда старайтесь отправлять сначала только те апгрейды на ресурсы, которые собирают большинство рабочих.
  13. ФАБРИКА должна должна быть улучшена и поставлена на производство дерева (только если вы не играете Турцией, Англией или Голландией у которых есть трейд на дерево или вам нужен ресурс, который закончился на карте и крайне необходим). Для евро наций дерево имеет наиболее низкую скорость добычи чем все остальное в момент прибытия фабрики. Также дерево самый ограниченный ресурс в игре (если кончится лес, в большинстве случаев фабрика остается последним источником дерева). Базовая скорость добычи дерева поселенцем 0.5, с улучшениями рынка - 0.8. Фабрика же эквивалентна 12 непрокачанным рабочим или 9 прокачанным рабочим на сбор дерева.
  14. УЛУЧШАЙТЕ МЕЛЬНИЦЫ И ПЛАНТАЦИИ до того как отправите рабочих на них, а не 10 минут спустя.
  15. УЛУЧШЕНИЯ АРСЕНАЛА, обычные и расширенные, делают ваших юнитов значительно сильнее. В равном по скиллу противостоянии это может стать ключевым фактором.
  16. КАРТОЧКИ НА УСКОРЕНИЕ ТРЕНИРОВКИ для пехоты, кавалерии и артиллерии сильно помогут в начале боя, потому что вы будете восстанавливать юниты быстрее и иметь лучший контроль карты. Постарайтесь отправить хотя бы 1 из них до конца перемирия. Также не забывайте про апгрейды на ускорение тренировки пехоты и кавалерии в церкви.
  17. КОМБИНИРУЙТЕ разные юниты вашей армии. Спам одного юнита, даже если он ваш любимый, даст сопернику возможность легко законтрить его.
  18. УЛУЧШЕНИЕ ЮНИТОВ. Улучшайте только те юниты, которые используются в композиции вашей армии. Не тратьте ресурсы на ненужные апгрейды пикинеров, арбалетчиков или полевых орудий.
  19. НАЧАЛЬНАЯ АРМИЯ очень важна. Разведайте и выясните, что подготовил для вас соперник. Для мощного старта всегда делайте 200 из 200 популяцию и только потом отсылайте армию из церкви и ополчение, чтобы превысить лимит населения. Держите рабочих поблизости, для строительства стен или зданий, а также исследователя, чтобы построить ТП индейцев.
  20. КОНТР ЮНИТЫ ваш основной путь к победе. Вы не сможете победить, если думаете что лучники будут убивать рукопашную кавалерию врага.
  21. ИСПОЛЬЗУЙТЕ АРТИЛЛЕРИЮ. От микро контроля арты в основном зависит победа в высокоуровневых играх. Артиллерия наносит больший урон чем обычные юниты. Защищайте ее хорошо, потому что ее стоимость высока. Держите поблизости антикав в защитном режиме, стройте стены по флангам, держите наготове 4 кулеврины для убийства вражеской артиллерии.
  22. БАЗА И СТЕНЫ. Агрессивное строительство дает контроль над картой и теснит соперника, тем самым затрудняя врагу произвести атаку на вас. Этот пункт во многом зависит от карты, нации, стратегии. Если вы планируете слить экономику противника, значительно легче просто сидеть за стенами, чем попробовать продавить его. Также старайтесь строить стены с широкими проемами, чтобы иметь возможность сделать ворота. Удаляйте столбы для уменьшения урона по соседним стенам.
  23. МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЛЕНЦЕВ на протяжении всей игры (за исключением немцев). Восстанавливайте рабочих, если их убили во время строительства стен, базы или рейда в экономику.
  24. МАКСИМАЛЬНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ АРМИИ на протяжении всей игры, всегда 200 из 200. Тренируйте армию из разных зданий. Используйте горячие клавиши.
  25. ПРОСТАИВАЮЩАЯ АРМИЯ негативно влияет на бой. Используйте хоткей для поиска простаивающей армии.
  26. ИНДЕЙЦЫ полезны за счет их апгрейдов на экономику и армию, а также не занимающих места воинов. Если на карте присутствуют ТП индейцев, измените деку для игры с ними. Берите апгрейд на индейцев в Капитолии и самих ТП. Если вы используете индейцев, нужно добыть больше дерева.
  27. ЗНАНИЕ ГОРЯЧИХ КЛАВИШ даст вам более эффективные контроль над экономикой и армией.
  28. АТТАК МУВ. Используйте аттак мув на малых группах стрелковой пехоты или легкой кавалерии, это даст больше киллов. Не стоит использовать аттак мув на лучниках Англии или больших массах рукопашной кавалерии.
  29. Используйте SHIFT-КЛИКИ для обеспечения мультизадачности ваших юнитов: исследование карты исследователем, выстрелы кулевринами по нескольких пушкам.
  30. АЛЕБАРДЩИКИ редко являются хорошей идеей. Лучше использовать только при игре за Голландию и то экономно, но не за другие нации. Комбо из Мушкетеров и драгунов/конных лучников работает намного лучше против рукопашной кавалерии.
  31. ТОРГОВЫЕ ПОСТЫ являются мощным источником опыта или ресурсов, после апгрейда. Лучше занять их раньше для обеспечения преимущества, и лишить врагу возможности построить их. Всегда переводите ТП на ресурсы после того как отправите все карточки. Опыт не играет сильной роли по сравнению с тем какой опыт вы получайте от тренировки или убийства юнитов.
  32. ТАКТИКИ ЮНИТОВ могут быть полезными. Стрелковая пехота в рассеяном режиме получает меньше урона от сплеш атак, например пушек, кирасир. Японские Дайме, Сегун, индийские монахи в режиме без атаки не будут двигаться и умирать слишком быстро. Коробки опричников, доппелей, кирасир, самураев, рыцарей черепов, солдат псов делаются также с помощью тактик юнитов (49 юнитов помещаются в защитный режим плюс добавляется 1 стрелковый юнит (для кавы драгун, для пехоты исследователь) также в защитный режим, после чего выделяем все 50 юнитов и получаем коробку, для разрушения которой достаточно убить 1 стрелковый юнит).
  33. ШПИОНЫ в Капитолии обычно имеют высокую цену, что наносит урон вашей экономике. Старайтесь их не использовать, если только у вас нет очень хорошей экономики и они не стоят очень дешево (5000-6000 золота). Лучше использовать для разведки исследователя и радиус обзора зданий.
  34. КОМАНДНАЯ ТАКТИКА это то, что даст море веселья при игре с друзьями. Трейдитесь вместе с союзниками, используйте командные карты, чтобы получить наибольшее преимущество.
  35. ИЗУЧИТЕ ТЕРМИНЫ. Это позволит вам быстрее освоить новые стратегии и лучше коммуницировать с игроками.
  36. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ. Всегда используйте исследователя в битве. Заводите его в тыл армии противника, чтобы как можно сильнее отвлекать его. Всегда выкупайте его после потери. Используйте способность убийства с 1 выстрела на особо дорогих юнитах врага.
  37. ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР. Удалять 1 ТЦ до конца перемирия является ошибкой, так как вы не сможете строить здания пока не закончится перемирие. Также 1 ТЦ дает область, где соперник не сможет строить никаких зданий, что очень полезно, если соперник забегает в экономику и хочет построить там пару зданий.

.