Итак, для начала давайте определим в целом общий план игры для Японии. Япония имеет хороший экономический бонус в виде храмов, медленный старт и сильные войска с большим количеством возможных улучшений. Из данных особенностей вытекает основная стратегия Японии – построить достаточно храмов, при этом не умерев, и выиграть при помощи сильных войск и экономики.
В начале игры следует отправить всех рабочих на ящики с едой. Одна повозка со старта превращается в сад, вторая – отправляется разведывать карту. Требуется построить консульство и нарубить 7 или дополнительные 107 на храм - в зависимости от количества дерева со старта. В консульстве надо выбрать союз с Португалией для удешевления стоимости построек, а в том числе и перехода во эпоху, поскольку чудо является постройкой. (1) "Божественный ками" или 3 лодки на морских картах. Переход с 12-13 рабочими и храмом То-сёгу. В зависимости от агрессивности соперника, строить чудо следует 0-2 рабочими.
В переходе 6 рабочих остаются на кустах, остальные идут на рубку дерева. Храмы также добывают дерево. Исследователи строят храмы по всей карте рядом с животными для усиления ими добычи ресурсов в самих храмах. Когда образуется излишек дерева, следует построить рынок и изучить первое и второе улучшения на еду, первый улучшение на все ресурсы (который 50 50 50 ) и первое улучшение на дерево или золото - по ситуации. После перехода следует прислать 600 и построить на него казарму и ещё храмы. Рабочие перераспределяются в зависимости от ситуации.
Необязательно строить храмы до отметки 200/200 - надо смотреть по ситуации, сколько Вы можете построить так, чтобы это не было в ущерб остальному. В этом в целом и заключается умение играть Японией: игрок за эту нацию изначально является отстающим и вынужден адаптироваться под оппонента. Если вас атакуют, то после 600 идёт “Ополчение” или военная поставка, если не атакуют – 4 рабочих. Стандартный полу-ФФ билд: 600 -> 4 рабочих -> 600 . Переход в эпоху с Золотым Павильоном (долгосрочное преимущество) или Сёгунатом (краткосрочное преимущество).
Стоит отметить, что игра через экономический бум - не единственный вариант играть за Японию. В ряде случаев имеет смысл играть агрессивно. Самый стандартный вариант - прислать 300 или 3 лодки на картах с водой, не строить консульство, а просто 1-2 храма в начале игры, построить консульство на 300 в переходе в Торговую эпоху и выбрать в консульстве Японию, а также собрать 200 на либо казарму, либо конюшню, затем распределить рабочих между едой и золотом. После перехода надо построить выбранное военное здание и начать обучать войска, а также сделать воинов с дубинами в консульства и прислать войска (в большинстве случаев 5 ашигару). Как вариант, можно сначала отправить даймё, а затем присылать к нему поставки войск для раша. В таком случае даймё будет также являться дополнительной военной постройкой для производства войск.
Существует также билд, который популяризировал игрок под ником Iamturk: (1) 2 рабочих или 3 лодки, японское консульство и обучение клаб-воинов сразу после перехода. В остальном всё стандартно - (2) 600 (3) 4 рабочих. Этот билд является чем-то средним между all-in рашем и all-in бумом, поэтому достаточно универсален.
На RE-патче существует баг, связанный с переходом с Сёгунатом: бонусный опыт после перехода в эпоху даётся как после перехода в эпоху. Это обычно дает сразу 2 поставки после перехода, поэтому некоторые игроки предпочитают пораньше перейти в эпоху с Сёгунатом ради получения этого бонуса. Поставки можно потратить на 14 ашигару, 16 юми, 4 огненные стрелы, 8 всадников с нагинатой или сёгуна Токугаву.