Наверное, часто в игре вы сталкиваетесь с непонятными аббревиатурами, сокращениями и просто игровым жаргоном. И, возможно, страдаете или подвергаетесь возмущению союзников за их незнание, ну или как минимум неспособность сделать то, что вас просят.
На ГР (Гейм Рейнджер) в средних и выше комнатах вас могут попросить расшифровать аббревиатуру, и в случае отсутствия ответа Вы можете получить кик.
Итак, начнём с самого начала: большинство играют на двух версиях игры:

  • NILLA (реже VANILLA, по нашему просто "нилла" - это первое, оригинальное издание вышедшее в 2005 году.
  • TAD (The Asian Dynasies, по нашему "тад") - это второе и самое популярное дополнение к игре, в котором играют большинство игроков.

Далее, подавляющее большинство игр онлайн на ESO, Voobly и GR происходит в двух совершенно противоположных видах игры: RUSH/SUPREMACY и TREATY. 

Что же это такое и с чем едят?

RUSH - быстрое развитие, создание армии и нападение на противника (пятая-седьмая минута игры). Отсутствие каких-либо правил, договорённостей.

TREATY - это режим игры с перемирием, с предварительной договорённостью между игроками или командами (или только с перемирием без договорённостей).
Ключевой момент - это время перемирия; в Азиатских Династиях существуют предустановленные счётчики перемирия: 10, 20, 30, 40 минут, а так же режим 40 минут без возможности сделать блокаду (последний наиболее популярен среди про-игроков). 
Существуют игры, где игроки сами договариваются о времени ненападения, например 55 минут в "таде" или все игры с перемирием в "нилле", где создателями не был предусмотрен счётчик времени перемирия. 
О договорённостях: иногда игроки отдельно договариваются о каких-то правилах, например: в "ванилле" не блокировать и не нападать некоторое время, определённым образом предварительно "разделяют" ресурсы на карте, торговые или туземные посты, могут договориться не собирать клады на "чужой" половине и т.д. Здесь логично напрашивается вопрос: а почему бы не нарушать правила? Через это прошли все, однако спустя некоторое время игрок начинает играть на определённую репутацию, его "знают в обществе", и если он нарушает правила, то попросту лишится своей репутации и, соответственно, возможности играть даже с "лейтенантами". Чем выше профессиональный уровень игрока, тем выше , так скажем "ответственность". Соответственно в трити играх условия зачастую пишут в названиях самой комнаты. Распространённые примеры названий комнат: NR60 HM NB NT45 - здесь перемирие 60, карта пополам, без блокады в течение всей игры, башни не строить до 45 минут.

Рассмотрим наиболее часто используемые выражения, а также их написание как в русскоязычном, так и англоязычном сообществе.

СокращениеАналог на русскомРасшифровкаОписание
-Книжка Карта "Экономическая теория"
-Батч, пачка Очередь тренирующихся юнитов. Например, батч мушкетеров. Бывает также неполный батч (меньше 5 юнитов)
ATPатп Карта "Улучшенная фактория"
B backОтступление армии от врага.
BACK  Вернулся
BOбо, билдыBuild OrderПорядок карточек, определяющий вашу стратегию в раш-играх
BOOMбум Стремительное экономическое развитие
BRBбрб Временно отойду, не паникуйте
CAMPERкампер Тот, кто в играх использует суперзащитную тактику, укрывшись под большим количеством стен и башен
CAVкава Кавалерия
CUT  Просит помочь рубить лес в каком-то месте
DEFдеф, дефатьDefendЗащита, защищать что-то
DROPдроп Лаг игрока, связанный с потерей соединения, "падение" игры
ECOэкоEconomyЭкономика
ERK Eagle Runner KnightsВоины-орлы
FBфбForward Base (первоначальная база)Если, например, вы рашите, то ваш FB будет где-то неподалеку от базы соперника. В частности под "Первоначальной базой" подразумеваются конкретно военные постройки.
FFффFast FortressБыстрый переход в  эпоху.
FIфиFast IndustrialБыстрый переход в  эпоху, название происходит соответственно от названия  эпохи.
GATES  Ворота. Обычно таким образом союзник просит сделать ворота в определенном месте.
GGггGood Game (хорошая игра)Говорится обычно в конце игры или матча, первым обычно говорит проигравший, показывая тем самым, что сдается.
GOONSгуныDragoonsДрагуны
GPГПGreat PlainsКарта "Великие равнины"
HC Heavy Cannon/Home CityТяжелая пушка или метрополия
HPХПHit PointsЗдоровье юнита
HUSгусиHussarsГусары
IMBAимба То же что и OP, очень сильное, ломающее баланс
INF infantryПехота. В частности употребляются словосочетания hand inf (пехота ближнего боя), range inf (стрелковая пехота)
JANяныJanissariesЯнычары
LBЛБLongbowmanАнглийский лучник
Lt+лт+  То есть не ниже лейтенанта, также Serg up - сержанты и выше.
MIRRORмиррор, зеркало Зеркальные матч-ап'ы. Например, Франция против Франции
MMММMinutemanОполчение
MUмю, матч апMatch-UpВарианты возможных встреч определенными нациями между игроками. Например, Франция против Германии.
MUSKмушки, мухиMusketeerМушкетер
NATSнатсы, индосы, индейцы Туземные племена на карте
NB No BlockИгра без блокады
NO OP NO Over PoweredБез супернаций. В трити это Франция (супер-эко, большая и сильная армия), Русские (Командный Быстрый выход пехоты, опричники, строительство мушкетерами мощных фортов), Япония (за уникальный вождей Дайме, которые могут очень быстро тренировать армию и дают ей ауру улучшения) и Китай (мощнейшая экономика с дешевой и довольно сильной армией за свою цену).
NRНРNo RushБез раша. Игра с перемирием
NT No TowerБез башен, либо до какого-то времени не строить башни (NT45 - до 45 минут не строить башни).
NWS No War ShipsИгра строго без военных кораблей
PIKEпайк Пикинеры
PRПРPower RatingРейтинг Силы, основной рейтинг ESO
PUSHпуш Наступление на врага
RAIDрейды Набеги с целью нанести урон врагу
RAX BarracksБараки, казармы
REреRobot Entertainment / Rehost / replayОфициальный последний патч в ТАД от студии Robot Entertainment / рехост - пересоздание комнаты / переигровка
RRрезист Сопротивление к урону
RR Rifle RiderВсадник с винтовкой (юнит Лакота)
RUN  Бег по половине противника
RUNNER  Тот, кто в играх использует тактику постоянного бега по карте, не играет в конкретном месте.
SKIRMSскирмы, застрелыSkirmisherЗастрельщик
TCТЦ\ГЦ\TC управаTown CenterГородской центр/совет
TPТПTrading PostТорговая фактория
TRADE TIME  Время трейда. Этот вопрос относится только к ТАДу и к конкретным нациям, которые могут с помощью карты единовременно обменивать одни ресурсы на большее количество других, при этом союзники до какого-то времени должны (или не должны, но предупреждают) скинуть обмениваемый ресурс тому, кто меняет. Кто это умеет: Франция, Ирокезы, Индия, Англия, Голландия, Турция.
TURTLINGтуртл Экономическое развитие путем застройкой базы стенами для защиты от раша. Не путать с кампом.
VILL, SETTLERрабы, кресты, поселы Обозначение любых видов поселенцев
WALL  Стена, забор
WW War WagonПредусматривает игру немецкими Вагенбургами (конницы на повозках за 150 еды и 150 золота).
XBOWБоу, арбыCrossbowmanАрбалетчик
НМ Half MapКарта, ресурсы, [клады (только на Ориноко)] и строительство баз (до войны, естественно) только на своей половине карты. Кстати, в нилле для определения "середины" карты, предусмотрен компас на мини-карте.
ХPЭкспаExperience PointsИгровой опыт, за который вы получаете поставки из метрополии.