Общение
Как бы это банально не звучало, командная игра - это командная игра, вы играете не на свои очки и киллы, а на общую победу. Прикрывайте союзников, общайтесь с ними. Говорите, когда вы переходите в эпоху, чтобы команда могла отступить; договаривайтесь о совместных действиях, о вашей стратегии на игру (раш не раш и так далее), о том, с каких юнитов кто начинает.
Группы и разделение армии
Многие до сих пор не знают, что армии можно добавлять в отряды (также в отряды можно добавлять мирных юнитов и постройки).
CTRL+1 - создать отряд 1, соответственно так же можно создать отряд 2, 3 и так далее.
SHIFT+1 - добавить юнитов в уже существующий отряд 1.
1 - Выбрать уже существующий отряд 1, соответственно 2 - выбрать отряд 2 и так далее.
Таким образом можно добавлять разные виды юнитов в разные отряды, для лучшего микро (контроля армии в боях). Можно разделять юнитов, которые воюют в разных частях карты. Или же просто разделять армию, чтобы выдать разные задачи.
Например ситуация: ваш напарник делает застрельщиков, вы драгун, идет бой, в это время вас рейдят гусары. Правильным решением будет разделить армию и отправить часть драгун на перехват рейда, а остальную армию оставить защищать застрельщиков напарника.
Горячие клавиши на поиск АФК юнитов (стоящих без дела)
(.) - или же просто точка на русской раскладке позволит найти стоящего без дела солдата и добавить его в отряд.
Выделю в отдельный пункт, ибо это невероятно важно, особенно если вы хотя бы старший сержант.
Ситуация: у одного игрока 15 гусар, у соперника 12. Вася потерял 5 гусар в попе мира, воюет оставшимися 10 против 12, сливает 10 гусар, у соперника штуки 4 остается. Петя потерял 5 гусар из 15, нашел их хоткеем, добавил в отряд, воюет 15 гусарами против 12, убивает всех еще и сохраняет 5 гусар.
Баланс экономики и армии
Самая важная, тяжелая и неоднозначная тема.
Поясню на пальцах: Вася и Петя играют 1в1 французское зеркало (Франция против Франции). Вася выгружает первой поставкой во эпохе 8 арбалетов, Петя 4 курьера. На 6 минуте у Васи 10 мушкетеров и 8 арбалетов, у Пети только 10 мушкетеров, но на 4 раба больше. Если Вася пойдет запушит, он может реализовать преимущество в армии, убив армию врага и нанеся вред экономике. Но если Вася будет стоять АФК, то через время Петя благодаря лучшей экономике сделает более сильную армию и будет иметь сильнее как армию так и экономику и шансы Пети на победу будут стремительно приближаться к нулю.
Думаю смысл расклада понятен, вот только в командной игре у вас есть напарники да и разные цивилизации предполагают разное развитие, понятие экономики невероятно широкое, суда можно включить все собранные ресурсы, ресурсы которые остаются на армию, количество неиспользованных ресурсов, количество рабов, скорость роста экономики так далее.
Поэтому глобальный совет только один - использовать мозги, понимать что происходит, это придет с опытом и со знанием особенностей развития других цивилизаций. Хотя в большинстве случаев если никто никого не рашит, нужно конечно же стараться сделать эко и отжать карту. В целом в этом во многом и заключается разниться между 1в1 и командными играми. В 1в1 это больше билды и микро. В командных играх идет перекос в сторону макро и отжимания карты. На уровне старший лейтенант и выше важна механика или же мультизадачность. Здесь более важен правильный баланс экономики/армии и командные действия.
Макроэкономика
Скорость сбора разных ресурсов из разных источников разная, а конкретно:
- Скорость сбора ресов со стад и рудников намного выше, чем с мельниц плантацией и ягод.
- Скорость сбора еды с животных куда выше, чем скорость сбора дерева с леса и золота с рудников.
Исходя из этого, логично, что нужно пытаться как можно быстрее проапгрейдить еду в рынке (особенно учитывая что апгрейды еды самые дешевые) и стараться собирать еду, а выгружать с метрополии дерево и золото, а не наоборот. Наверное это главное общее правило в построении макроэкономики.
Что НЕ нужно делать
- Не нужно воевать меньшей армией против большей, отступите, дождитесь подкрепления.
- Не нужно стоять АФК посреди карты и ждать когда более многочисленная армия врага вас поймает и убьет. Особенно касается легкой пехоты.
- Не нужно выгружать карты с метрополии без редкой необходимости если вы переходите в эпоху и можете выгрузить более сильную карту. И вообще лучше стараться иметь свободную поставку к концу перехода, особенно со в эпоху.
- Не нужно рашить в одиночку, не нужно ставить военные постройки агрессивно, если вы не известили союзников об этом.
- За редким исключением не нужно стоять АФК кавалерией, которой вы можете рейдить, особенно во эпохе , когда у соперника нету рейтаров или драгун.
- Не нужно ставить военную постройку в не пределах обстрела ТЦ, если вы подозреваете, что соперник рашит, за редким исключением обусловленным особенностью нации или слабой еды.
Что нужно делать
- Разведывать ФБ (место постройки военных построек) соперника и вообще что они делают.
- Подгонять стада.
- Не забывать возвращать поселенца который подгоняет стада , если стадо еще далеко, а соперники уже во эпохе и вам нечем прикрыть раба.
- Желательно ставить постройки так, чтобы они стояли между вашими рабами и соперником, и приближение врага вы видели заранее и могли убежать.
- Смотреть на миникарту, чтобы видеть приближение врага к вам или вашим союзникам.
- Желательно использовать цвета для союзников/врагов, все ваши враги будут красным цветом, а союзники желтым, особенно нужно в 3в3. Переключается а настройках или сочетанием alt+f.