Плюсы и минусы Англии в командных играх
Англия очень хороша в командных играх, причин на то несколько:
Во-первых, Англия может делать топовую экономику довольно рано. Во-вторых, игрок сам определяет баланс экономики/армии. Играя, например, Португалией, Вы будете сталкиваться с проблемой: из-за отсутствия поставок поселенцев португальская экономика со старта очень слаба, при этом спамя поселенцев из двух ГЦ, а позже и из трёх, Вы убиваете экономику ещё сильнее, так как ресурсов на обучение армии почти не остаётся. Но остановить производство поселенцев тоже не вариант. В то время как Англией Вам необязательно строить все 20 особняков и только потом обучать армию. Есть необходимость - можно делать массу. Никто никого не рашит? Можно разбумиться.
Один из немногих минусов Англии - это отсутствие быстрого перехода в эпоху. С другой стороны с быстрым переходом Англия была бы однозначно самой имбалансной нацией в Нилле. Да и отсутствие быстрого перехода компенсируется тем, что Англия может во эпохе сделать отличную экономику, взять контроль карты за счёт домов-особняков, да и к тому же есть лучники, которые эффективны против армии эпохи соперника (застрельщики-драгуны). Также во эпохе у Англии по 2 улучшения на кавалерию и мушкетёров. Кстати, улучшения на кавалерию касаются и драгунов, в то время как у Франции улучшения эпохи только для гусар и кирасиров. Таким образом у Англии самые сильные мушкетёры в игре, самые сильные гусары в игре и даже самые сильные драгуны наравне с португальскими, а в эпохе так и вообще сильней их. Пожалуй, ещё одним минусом можно назвать очень позднюю игру: в деке почти нет места для большого количества экономических карт.
Стратегии
Эпоха открытий
- Старт с 300 - постройте особняк и рынок, изучите в нём охотничьих собак (первое улучшение на еду). Если Вы не нашли клада на золото, но нашли, например, на дерево, то вместо рынка можно поставить 2 особняка, итого 3.
- Старт со 100 200 - соберите клады на золото у ГЦ, на Ваши 100 постройте рынок, купите там 100 за 125 . Итого у Вас будет 200 . Постройте на них особняк и изучите в рынке собак, а если золота не хватает - дособирайте (Вам нужно 125 для обмена и 50 для собак, итого 175 ).
- Старт с едой и 200 - просто ставьте один особняк, но переходите с 16 поселенцами (будет где-то на 2:40).
(1) карта - 3 поселенца. Понятно, что клады могут влиять на Ваш действия в начале. Например, в варианте №3 Вы построите 1 особняк, у Вас останется 65 , и логично, что если Вы найдёте клад на 70 , то будет 135 , и можно будет поставить ещё особняк. Или, например, Вы найдёте 50 и 70 , тогда можно будет дособирать 15 , построить рынок и изучить охотничьих собак.
Переход из эпохи во эпоху
Переходим во эпоху с золотом и башней, всех поселенцев на добычу дерева, кроме тех, кто подгоняет стада. Если у Вас нет рынка - ставим и улучшаем собак; если есть - строим особняки на всё добытое дерево. Помните, что помимо домов Вам нужно добыть 200 на военную постройку. Если Вы не рашите, я бы советовал взять улучшение дерева в рынке в самом начале перехода. Ну или если Вы/Вас рашат, тогда Вы делаете лучников/пикинёров. Если начинаете с кавалерии, то лучше секунд за 10-15 до перехода переключить всех поселенцев на еду и золото, хотя скорее всего это будет стоить Вам отсутствием лишнего особняка, но в ином случае Вам просто не хватит ресурсов на то, чтобы сделать полную пачку (5 гусаров после перехода). Также вне зависимости от того, что Вы делаете, к концу перехода у Вас должно быть минимум 100 , чтобы сразу начать обучать поселенцев из ГЦ. Если Вы планируете делать лучников/пикинёров, то золото на руднике добывать не нужно, ибо Вам оно понадобится только на второе улучшение еды в рынке. Нужное золото Вы соберёте с перехода (200 и башня). Кстати, если Вы поставили рынок только в переходе, а у Вас нет 50 на изучение собак, то можно вообще не брать это улучшение до эпохи, и с полученного 200 изучить сначала одно, а потом и второе улучшение еды.
Колониальная эпоха
Думаю, общая логика понятна: Вы можете поставить до 20 особняков и, в зависимости от того, насколько Вам нужна армия, необходимо подобрать правильный баланс экономики/армии. Сразу ставим военную постройку (дерево на неё Вы добыли в переходе).
Выгружаем (2) картой 700 и на него ставим вторую казарму. Если кто-то кого-то рашит, а также если никто никого не рашит (особенно в 3v3), то второй казарму можно и не ставить. Если Вы начали с конюшни, то вторую военную постройку не ставим, ибо Вы просто не сможете поддерживать из двух зданий обучение юнитов. Если никто никого не рашит, я бы отправил добрую половину поселенцев на дерево, строил бы дома и обучал юнитов из одной казармы, а далее выгрузил бы (3) картой 5 поселенцев и (4) поставкой 700 , с её помощью перейдя в эпоху.
Скорее всего к этому времени у Вас будет штук 15 особняков. Можно, конечно, пожадничать и выгрузить после 5 поселенцев ещё 600 , чтобы добить до 20 штук, но лучше выгрузить золото и перейти в эпоху.
Если кто-то кого-то рашит и Вы делаете мушкетёров или кавалерию, я бы советовал не собирать дерево вообще, переставить всех поселенцев на еду и золото, а с метрополии выгрузить (2) картой 700 и затем (3) картой 5 поселенцев. Дальше у Вас вариант либо (4) поставкой послать 600 , либо 700 . Если Вы чувствуете, что не можете делать полные пачки юнитов из 2 казарм - выгружайте золото; если Вы можете делать полные пачки или же Вам жмёт Ваше население - выгружайте дерево. Когда уже стоят 2 казармы /1 конюшня и есть оба улучшения еды в рынке - всё свободное дерево вливаем в особняки. Если Вы выгрузили 600 , то 700 советую не посылать до того момента, пока не решите переходить в эпоху сами. Если ситуация требует оставаться во эпохе и делать массу, у Вас есть куча вариантов для отправки, в частности есть улучшения кавалерии и мушкетёров. Если Вы делаете кавалерию и не планируете переходить, я бы также советовал выгрузить 600 вместо 700 , ибо к этому моменту Ваша экономика достаточно хороша, чтобы спамить из 1 конюшни, а с 600 уже и вторую конюшню можно построить, ну или казарму - по ситуации.
Когда поселенцев будет 35+, можно 2-4 человека перекинуть на сбор дерева.
Будьте в игре!
Часто, особенно в первой половине игры, Ваша экономика будет сильнее, чем у союзников, потому будьте готовы миксовать юнитов, если чувствуете, что союзники не справляются. Если видите, что соперник переходит в эпоху и делает застрельщиков или драгунов, а Вы ещё во эпохе, не стесняйтесь делать лучников.
Эпоха крепостей
У Вас часто тут будет альтернатива между поставкой 8 поселенцев и какой-то другой картой. Если боевые действия не происходят - можете пожадничать и выгрузить этих поселенцев; если же есть или необходимость, или нужна помощь союзникам, или нужно пушить - выгружайте фальконеты. Если у Вас есть масса либо мушкетёров, или гусаров, или лучников - выгружайте соответствующее для этого юнита улучшение. Вообще в большинстве случаев, когда Вы перейдёте в эпоху, Вам нужны будут лучники и, соответственно, их улучшение из метрополии. Не забудьте поставить второй, а по ситуации и третий ГЦ, хотя так 1000 в деку я бы, в принципе, не добавлял.
Советы по игре Англией
- Чаще всего в эпохе Вы будете делать лучников/пикинёров и душить соперника, ибо если Вы не напортачили во эпохе, Ваша экономика будет лучше. Однако соперник будет адаптироваться: понимая, что не сможет застрельщиками убить Вашу массу лучников, он может начать делать пушки. Не стесняйтесь отойти и сделать кулеврины вместо того, чтобы сливать лучников.
- Если Вы видите, что соперник Вас по-жесткому рейдит, а союзники слабы и не дефают рейды драгунами - не стесняйтесь поставить конюшню и сделать немного драгунов.
- При игре лучниками/пикинёрами в эпохе следите за тем, кто делает сколько кавалерии и будьте начеку, делая достаточно пикинёров. Помните: если Вы потеряете всех лучников, то пикинёрами Вы сможете отойти; Если Вы потеряете всех пикинёров, то лучников скорее всего просто перережут. Будьте готовы к тому, что соперник может поймать вас 2v1
- Пикинёры отлично всё сжигают, поэтому Вы можете не только брать карту сами, но в то же время и забирать её у врага. Также помните о том, что нужно помогать отжимать карту союзникам. Например, армии из драгунов и застрельщиков будет весьма проблематично пропушить форт ввиду низкой осадной атаки.
- Командная карта на мушкетёров во эпохе - помните о ней. Если у Вас в команде 2 игрока делают этих юнитов, то ценность этой карты возрастает.
- Помните о том, что особняками можно застраивать карту. Также не лишним будет построить дом у фб соперника, который Вас рашит. Если никто никого не рашит, особняки вообще можно раскидать по всему своему флангу почти до базы врага. Дома можно поставить перед едой союзника, чтобы он видел приближение врага.
- Лайфхак с постройкой ФБ: Как правило при раше отправляется 2 поселенца на постройку фб, однако британцами Вы можете отправить лишь одного человека, чтобы построить им в переходе особняк, и уже двумя поселенцами построить военную постройку.
- Во всех билдах я советую начинать с одной военной постройки , а вторую строить лишь на 700 . Логично, что если Вас рашат, у соперника может быть, например, 10 мушкетёров, когда у Вас только 5. Не стесняйтесь отойти или вызвать ополчение. Воевать меньшей армией против большей точно не лучшая идея.
Каких юнитов обучать?
Казалось бы, у Англии по 2 улучшения и на мушкетёров, и на кавалерию во эпохе, однако будет намного более эффективно делать первых. Почему? Во-первых, обучение мушкетёров позволит сделать лучшую экономику просто потому, что они дешевле. Во-вторых, у Англии нет быстрого перехода, поэтому в один момент Вы обнаружите, что по карте бегает толпа драгунов, а у Вас всё ещё гусары. Поэтому начиная с гусаров, скорее всего Вам со временем придётся ставить казармы и делать лучников. А все мы знаем, что в этой игре нет ничего более сложного и обременительного, чем строительство другой военной постройки и обучение других юнитов, которые стоят других ресурсов.
В 3v3 возможны вариации со стартом лучниками/пикинёрами, но мне такой вариант больше нравится, когда никто никого не рашит, так как пикинёры будут дефать рейды, а лучники будут хороши уже в эпохе с соответствующим улучшением. Обучение лучников во эпохе если кто-то кого-то рашит мне не очень нравится: лучники слабы против мушкетёров и кавалерии ближнего боя. Мушкетёры, тем более с 2 улучшениями во эпохе, будут более эффективны против других мушкетеров, чем лучники. Лучники больше хороши против застрельщиков-драгунов. Если никто никого не рашит, Вам нужно сделать как можно лучшую экономику и как можно быстрее перейти в эпоху, особенно если Вы обучаете мушкетёров и кавалерию.
Проблема Англии с макро
Из-за того, что Англии в деке нужна куча улучшений на армию, а также 600 , то остаётся очень мало места для экономических карт. В один момент игры лучшую или одну из лучших экономик, которая обеспечивается за счёт домов-особняков, начнут душить в плане экономики другие нации. Франция или Германия, например, начнут ставить по 3 ГЦ и догонять Вас по количеству поселенцев, а затем ещё и выгружать экономические карты. Чтобы как можно дольше оттянуть этот момент, обязательно после перехода в эпоху строить как минимум второй ТЦ, а лучше и третий, и брать контроль над картой. В большинстве случаев Вы будете переходить в эпоху позже соперника, однако у Вас есть возможность отжать карту особняками во эпохе - так Вы будете видеть приближение врага и заметите, если он начнёт строить ГЦ или форт, и сможете вовремя нейтрализовать угрозу.
Также один из вариантов решить проблему макро в поздней игре будет создание нескольких дек для разных типов юнитов и игры. Так, например, в деку для лучников/пикинёров я добавлю экономические карты на дерево, а также не буду добавлять улучшение атаки мушкетёров во эпохе. Если я не предполагаю раш одной из сторон (а следовательно и длительное пребывание во эпохе), то не буду добавлять в деку 4 поселенца. Не очень мне нравится и идея добавления ракет в деку потому, что если Вы в эпохе, Вам в 99 % случаев нужно будет делать массу, а не переходить в эпоху. И как правило в эпохе Вы будете иметь 80+ поселенцев, и в такой ситуации ценность военной поставки падает.