Введение
Кому стоит играть Францией?
В одном из своих предыдущих гайдов я советовал играть русскими тем, кто играл ими 1v1, и командные игры для него являются чем-то новым. Так вот Францией я советую играть всем остальным: если Вы по рангу ниже майора в Нилле, то эта нация для Вас! Почему? Франция развивает игрока с разных сторон. Да, возможно, на Вашем уровне это будет не та цивилизация, которой будет легко побеждать, но однозначно та, которой будет несложно играть и которая будет сильно улучшать Ваш скилл. Игра мушкетёрами во эпохе? Это Франция! Игра кавалерией во эпохе? Это Франция! Игра застрельщиками/драгунами в эпохе? Это Франция! Игра драгунами или драгунами/кирасирами? Это Франция! Застрельщики/кирасиры или одни кирасиры в эпохе? Это Франция. Ваша команда хочет рашить? Отлично, Вы играете Францией! Вас хотят рашить? Отлично, Вы играете Францией. Почему я так советую Францию ребятам с низким рангом? Всё из-за особенностей этой цивилизации и её разносторонности. К первому и перейдём.
Преимущества Франции
У Франции нету преимуществ на старте, и в этом её главное преимущество, как бы это не звучало. У Вас нет банков, у Вас нет особняков, нет двух ГЦ, при этом Вы не можете быть так же хороши в раше, как Россия или Турция. И Вы меня спросите, а в чём же тогда прикол? Отсутствие необходимости вкладывать ресурсы во все эти прелести + огромное количество рабочих на старте игры даёт французам крайне много этих самых добытых на старте ресурсов, которые можно пустить в армию, а также Франция прощает ошибки слабого макро. И в целом французских рабочих - курьеров - очень сложно слить. И это отличная стартовая площадка для игрока, который не может выполнять сложные билды и при этом быть полезным команде. Давайте, к примеру, просто сравним экономику России и Франции в момент, скажем, секунд 30 после перехода во эпоху. Франция с 14 трапперами перейдёт во эпоху, Россия - плюс-минус в то же время с 14 поселенцами, далее сделав ещё 3 человека. Французы же пусть сделают 1-2 траппера + 4 выгрузят. Уже выходит 17 поселенцев в 19-20 трапперов. 1 траппер=1.25 обычного поселенца. Итого 17 поселенцев против 25 фактических рабочих у Франции - разница ощутима, правда? И все эти рабочие собирают ресурсы, которые можно вливать в армию. Отсюда выходит логический вывод о типе юнита, которым лучше играть французами. К этому и перейдём.
Мушкетёры или Гусары во эпохе? Или может голый ФФ?
Голый ФФ - это плохо, так как Вам обязательно нужно выгрузить 4 траппера. А экономика Франции настолько хороша, что можно выгрузить 4 траппера, потом 700 и перейти в эпоху, при этом сделав пару пачек юнитов. Мушкетёры или кавалерия? По ситуации. Конечно, если Вы играете с Германией или Голландией, которые не могут делать мушкетёров, то, скорее всего, придётся делать их Вам. Но если стоит вопрос, кому делать кавалерию, то лучше будет, если это будет Франция. Почему? Потому что у Вас огромное количество ресурсов, которые можно вливать в армию, а гусары дороже мушкетёров, в то время как Ваши союзники сэкономленные ресы (на том что они делают мушкетёров или застрельщиков, а не кавалерию) могут влить в свою экономику.
Развитие
Эпоха открытий
Вариации старта:
- 200 . Строим рынок, собираем халявные клады на золото рядом с ГЦ (99% игр в Нилле проходит на ГП). Если Вы не собрали 50 с кладов, то собираем сами и нужное количество золота, и 50 . В рынке изучаем первое улучшение на еду, потом строим дом.
- 100 100 . Сразу строим рынок, собираем золото (если его мало, добиваем до 175 (100 у Вас уже со старта есть)). Добываем 50 . Итого у Вас 150 и 175 . Покупаем 100 за 125 . Теперь у нас 150 (150 -100 за рынок + 100 покупка) и 50 . Берём первое улучшение на еду и ставим дом.
- Только 100 . Если у ГЦ у Вас есть халявные 50 , смело собирайте их, добывайте 150 ( +100 у Вас уже есть) стройте рынок и дом. Если у Вас нету золота или его мало (меньше 30 , скажем), лучше не торопитесь, а разведайте карту: возможно, Вы достаточно быстро добудете клады. Если Вы не нашли хороших кладов, то просто строим дом; если нашли, то можно дособирать недостающие ресурсы для рынка, улучшения и дома.
Общие правила:
- Рынок и улучшение нужно получить как можно быстрее, в то время как строительство дома может потерпеть того момента, как популяция будет поджимать, однако у Вас не должно быть паузы в производстве рабочих.
- (1) карта - 3 траппера. ВСЕГДА.
- Переходим с 14 рабочими. Если Вы не сильно напортачили с макро, то к моменту выхода 14-ого траппера у Вас должно быть больше 800 , и Вы сможете без паузы перейти.
- Если после выхода 13-ого траппера у Вас 650+ , можете смело не делать оставшегося 14-ого рабочего и переходить как только у Вас будет 800 . Если Вы рашите или Вас рашат, то переход с 13 трапперами особенно хорош, однако если Вы по итогу перейдёте с 13 рабочими в то же время, в которое Вы могли перейти с ещё одним, то это фиаско. Поэтому не делайте переход с 13 трапперами, если еды ещё слишком мало.
- У каждого свой уровень макро; начав с моих советов, Вы быстро поймёте, при какой вариации старта Вы успеваете вовремя перейти, а при какой - нет, и, соответственно, подстроиться. Возможно, постройка рынка в варианте#3 будет плохой идеей, если у Вас слабое макро, а Вам нужно рашить или Вас рашат.
Переход из эпохи во эпоху
Всегда переходите, беря опцию 400 . Если у Вас ещё нету рынка - сразу ставим и берём улучшение на еду. Далее всё зависит от того, что Вы будете делать во эпохе.
- Кавалерия
Если Вы старший лейтенант+ ( лейтенант+ в Таде), то добываем дерево на торговую факторию и ставим её. Если рынок Вы ставили в переходе, то строим ТП только если Вы подполковник+ в Нилле (в таком случае, правда, Вам вряд ли нужны мои советы). Затем изучаем первое улучшение на золото. Сверху добываем 125 , а дальше просто собираем еду и золото. Если Вы по рангу ниже, то ТП лучше не строить, ибо с Вашим макро оно может сулить фиаско. Просто берём улучшение на золото и собираем 125 сверху. Если Вы чувствуете, что после постройки ТП и улучшения золота Вам во эпохе совсем чуточку не хватает для того, чтобы делать сразу 5 или хотя бы 4 гусара, можно выбрать промежуточный вариант: ставить ТП, но не брать улучшение в рынке.
- Мушкетёры из 1 казармы
Редко встречается, так как если Вы рашите или Вас, то Вы предпочтёте вариант старта с 2 казармами или вообще будете делать гусаров. Если никто никого не рашит, то часто Вы именно это и будете делать. Но всё же, ставим факторию, изучаем улучшение на золото, добываем 125 .
- Мушкетёры из 2 казарм
Возможны варианты, но они необязательны:
- Взять улучшение золота.
- Собрать 125 или 25 .
Всё зависит от уровня Вашего макро и добытых кладов, позже Вы сами выберете более предпочтительный вариант, в зависимости от того, насколько легко Вам получается начать с 9-10 мушкетёров.
Колониальная эпоха
- Кавалерия. ВЫГРУЖАЕМ (2) картой 4 ТРАППЕРА. У нас добыто 125 + 400 с перехода, итого 525 . Конюшня, второе улучшение на еду и 2 дома. ДАЛЕЕ ВЫГРУЖАЕМ (3) картой 700 . Ставим дома. Если никто никого не рашит, можно взять и второе улучшение на золото. Если рашат, лучше ставим вторую конюшню и делаем гусаров из двух конюшен. Далее всё зависит от того, что происходит: если кто-то кого-то рашит, выгружаем 3 гусара; если рашат Вас, а пехота Вашей команды не справляется, - как альтернатива - 8 арбалетчиков. Далее 700 и 600 . Перед тем, как выгружать золото, перераспределяем 80% трапперов на еду. Так Вы сможете обучать юнитов из двух конюшен, так как еда будет добываться очень быстро, а золото Вы выгружаете. Так как в Нилле улучшения на кавалерию слабее, чем в Таде, то этот вариант предпочтительней улучшений на конных воинов. Хотя безусловно, если у Вас толпа гусаров, скажем, 20 +, то лучше их улучшить, а только потом выгружать золото для обучения новых. Если никто никого не рашит, то лучше перейти в эпоху, выгрузив 700 после 700 . Если Вас рашили, но Вы пропушили соперника, или Ваш соперник уже делает драгунов, и у них нет застрельщиков, или просто по какой-то причине нету резкой необходимости в гусарах, тут же как можно быстрее переходите в эпоху, с 700 или 600 поставкой - в зависимости от того, что у Вас осталось.
- Мушкетёры из 1 казармы. ВЫГРУЖАЕМ (2) картой 4 ТРАППЕРА. Строим казарму, берём второе улучшение на еду в рынке, строим дома. (3) карта - 700 . Если есть необходимость в массе, - ставим вторую казарму и делаем юнитов из двух казарм. Если нет, - не ставим, выгружаем 700 и переходим в эпоху. Если есть нужда в мушкетёрах, понятно в эпоху не переходим, а выгружаем остальные поставки, в зависимости от необходимости, и как только появляется окошко - прыгаем в эпоху.
- Мушкетёры из 2 казарм. ВЫГРУЖАЕМ (2) картой 700 . На 400 строим 2 казармы. Если у Вас было ещё 125 - берём второе улучшение на еду. В обеих казармах начинаем обучать мушкетёров. К этому моменту Вам должно прийти дерево, на который Вы сможете построить дома и получить второе улучшение на еду, если оно ещё не получено. Важно не проспать с домом, иначе из Ваших двух казарм так и выйдет по 1 мушкетёру. Все рабочие, разумеется, на еде и золоте. Далее КРАЙНЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ выгрузить (3) картой 4 траппера, однако в случае резкой необходимости, можно выгрузить арбалетчиков или гусаров. Если рашите Вы, то первые сразу отпадают - слишком уж долго им идти до места боя. Далее, как и в предыдущих вариантах, выгружаем те же ресурсы и делаем армию, или переходим в эпоху.
Эпоха крепостей
Переходим ВСЕГДА быстрым переходом, без крайней необходимости армию в переходе не делаем, так как в эпохе Вам откроются более сильные юниты в виде застрельщиков, драгунов и кирасиров. Если всё достаточно спокойно, то в переходе можно взять первое улучшение на дерево и отправить туда 2-3 траппера. Остальные на еду и золото. Желательно перейти в эпоху так, чтобы к моменту перехода была поставка. Если есть необходимость - выгружаем 2 пушки или 5 драгунов, если её нету - выгружаем 1000 и строим 3 ГЦ (желательно где-то на еде). Очень часто тот, кто отжимает карту, и выигрывает игру. Очевидно, что добывать ресурсы с бизонов и рудников куда выгодней, чем с мельниц и плантаций. Ваши союзники должны всячески помогать Вам в получении контроля над картой, как и Вы им, собственно. Желательно возле ГЦ ещё и форт поставить, и в лучшем случае это сделать поближе к врагу. Отбирая карту, Вы не просто забираете её себе, но и оставляете без карты врага. Франции, наверное, как никому важна карта, так как к моменту перехода в эпоху экономика Франции зачастую слишком слаба, чтобы создавать мельницы и плантации, и если Вы сможете построить 3 ГЦ и сделать топ-экономику - Вас не остановить в поздней игре.
Индустриальная эпоха
В эпохе комбинация юнитов Франции самая сильная: жандармы нереально унбалансны, особенно если Ваши соперники в эпохе, ибо драгуны, пикинёры, ветераны-мушкетёры и даже алебардщики - это всё пшик против улучшенных через карты в деке и арсенале жандармов. Это танки, которые сметают все. Часто необходимость в драгунах просто отпадает, так как жандармы достаточно хороши в роли антикавалерийских юнитов. Однако если Вы будете делать маленькую массу жандармов, то просто будете сливать ресурсы. Поэтому советую переходить в эпоху, когда у Вас будет хотя бы 50 трапперов, а в эпохе делать армию и душить соперника. Застрельщики эпохи также очень неплохи, хотя и значительно уступают голландским. Когда у Вас 70+ рабочих, особенно если Ваша команда проигрывает, засылайте Ваших жандармов в бесконечные рейды целыми пачками - они могут поменять игру.
Общие советы
- Если нет необходимости в армии во эпохе, переходите в эпоху как можно быстрее и берите карту напротив Вас, пока это не сделали Ваши враги.
- Часто Ваше решение о переходе в эпоху будет зависеть от состояния союзников, потому следите за ними, предупреждайте о переходе; если Вы делаете драгунов и прикрываете лёгкую пехоту союзника, не переходите в эпоху без армии - вы подвергаете армию союзника опасности.
- Разделяйте драгунов. Часто хорошего игрока от плохого можно определить по тому, что он делает с драгунами в случае двойной угрозы. Задачка: Вы прикрываете застрельщиков Вашего союзника, в это время Вас рейдят. Что делать? а) Забить на рейд и защищать союзника. б) Забить на союзника и бежать защищать рабочих. в) Разделить армию на две группы, часть отправить на защиту от рейда, часть - оставить с союзником. Думаю, ответ очевиден. Также распределяйте армию с умом. Если Вас рейдят тремя гусарами, глупо бежать туда 20 драгунами, оставив союзнику штук 5.
- Рейды. Рейды, особенно во эпохе (когда это не тупой спам жандармов в ) - это искусство. Разделяйте гусаров на 2 на 3 отряда, забегайте ими одновременно, создавая коллапс механике противника. Если Вы можете одновременно контролировать 10 отрядов по 2 гусара, то делайте это. Думайте, где могут быть рабочие врага. Рейдите рудники. Если Вы видите, что слева нет поселенцев, они наверняка на другой стороне и так далее. Если Ваш соперник делает драгунов, рейдите другой фланг, где их нет.
- Фокус с разделением кавалерии при обнаружении рабочих. Представим картину: Вы бежите в рейд и тут видите рабочего, который подгоняет стадо. Что вы сделаете? Конечно, накинетесь на него, тем самым дав противнику убежать остальными рабочими. НЕТ! Оставьте 1 гусара резать этого несчастного, а остальные пусть бегут дальше.
- Глаза на заднице. Да, Вы их должны иметь, ибо играя драгунами, защищать нужно и лёгкую пехоту, и рейды, а их может быть много и одновременно. Судьба рабочих Ваших союзников в Ваших руках.
- Не будьте инертными. У Вас очень мобильная и быстрая армия, драгуны так вообще ничего не боятся, так как могут просто убежать. Конечно, если Вы воюете, то должны быть возле лёгкой пехоты союзника, но если этого нет - используйте драгунов, рейдите, бегайте, находите мелкие армии врагов и уничтожайте их, пользуясь тем, что они не могут убежать.
- Микс юнитов. Используйте голову. Если Вы видите, что Ваш союзник не справляется (например, Вы играете 2v2, Ваш союзник делает меньше застрельщиков, чем соперник), - реагируйте, делайте застрельщиков/драгунов, кирасиров/драгунов, выгрузите пушки. Делать, как бот, одних драгунов в этой ситуации - не вариант.
- Выгрузки экономических карт. В эпохе, после выгрузок форта, 1000 , пушек и так далее, у Вас есть вопросы, что выгружать. Ну если у Вас есть 20 драгунов, зачем без крайней необходимости выгружать 5, если они особо ничего не поменяют? Выгружайте экономические карты, однако не будьте слишком жадны.
Дека
3 траппера, 4 траппера, 700 , 600 , 700 , 8 арбалетчиков, 3 гусара, улучшение здоровья кавалерии, 5 драгунов, 1000 , 2 пушки, 8 застрельщиков, форт и обе фабрики - это самые необходимые карты. Далее желательно иметь несколько дек с различными вариациями, в зависимости от того, какой это режим: 2v2 или 3v3, и на сколько агрессивной по Вашему предположению будет игра. Логично, что если против Вас играет русский, можно предположить, что Вас будут рашить. И такие вещи, как 700 и улучшение атаки кавалерии во эпохе, могут быть полезными. В то же время в 3v3-игре, скажем, я захочу видеть экономические карты в своей деке. Вообще в 3v3-деку ставить 700 не советую - Вам и так есть что выгружать при необходимости игры во эпохе.