Введение

Голландия, наверное, является самой сильной наций в командных играх, по крайней мере на мой взгляд. Вопрос в том, как этой силой правильно пользоваться. Почему этот гайд самый полезный из всех? Потому что очень много зависит от правильности билда. Условно играя Францией, по моему гайду Вы выгрузите 700   вместо 700  , что, конечно, плюсик, но небольшой. Вспоминая тот же гайд, там было очень много особенностей при игре кавалерией. Да, эти фишки круто знать, но их ещё нужно научиться делать. Здесь же всё проще: элементарно выучив билд, можно вывести нацию на новый уровень. К тому же игра Голландией учит микро застрельщиками и учит защите. При этом защищаться ими попроще из-за банков и небольшого количества поселенцев. Голландия хороша в 3v3 игре против агрессии, благодаря наличию застрельщиков во  эпохе и сильной экономики.

Голландия из экономических преимуществ имеет банки и рынок. Причём банков можно построить хоть сразу 4. Но наверняка это будет не лучшей идеей против раша, не так ли? Правильный баланс и правильные поставки и позволяют Вам сделать крепкую экономику и достаточно быстро - хорошую армию. При неправильном же билде может выйти так, что у Вас не будет ни экономики, ни армии.

Не будем затягивать и перейдём к билдам.

Стратегии

Эпоха открытий  

Вы должны перейти во  эпоху с 15 поселенцами (включая троих из поставки). Каждый поселенец стоит по 100  . Поэтому золото нужно добыть ровно столько, сколько необходимо на нужное число поселенцев. Вне зависимости от старта строим только 1 дом (если старт 200  , то собираем только 100  ). Все остальные поселенцы добывают еду. Если Вы всё сделали правильно, после выхода 15 поселенца у Вас будет 600 +  , в зависимости от старта и кладов. Как только будет 800   нажимаем на переход с 400  .

Переход из  эпохи во  эпоху

Есть ультра агрессивные билды и можно играть без банков вообще, но не респектую такому стилю игру. Вообще в нилле банки дают очень много опыта, опыт даёт поставки, поставки дают ресурсы, ресурсы дают банки, вот такой вот замкнутый круг, который приводит к тому, что банки нужно строить. Поэтому в переходе собираем 350   и 350   и строим банк. Банк желательно строить 4-5 поселенцами, так как строится он долго, а если Вы перейдёте в эпоху до того как закончится постройка банка, то у Вас не будет хватать опыта на поставку, что очень плохо, почему - Вы поймёте дальше. Также желательно отправить 4-5 поселенцев на золото, чтобы к моменту перехода иметь 100   для производства новых поселенцев.

Колониальная эпоха  

Давайте подумаем, что мы можем сделать дальше. Построить казарму с 400  ? Можно, и скорее всего мы будем на 20 секунд быстрее остальных. Но с 1 банком экономика слишком слаба, к тому же к застрельщикам придется выгружать (2) картой 8 пикинёров, а только потом (3) картой 700  . Эта стратегия имеет право на жизнь, но мы ей пользоваться не будем. Как только мы собрали ресурсы на 1 банк, отправляем всех поселенцев собирать еду, кроме 4-5,  которые добывают золото, чтобы поддерживать обучение поселенцев. Как только набирается 350   ставим второй банк (дерево на банк есть так как был переход с 400  ). (2) картой отправляем 700  . Если мы рашим или нас рашат, на 700   абсолютно точно нужно построить казарму. А после 700   абсолютно точно нужно отправить 8 пикинёров. Но ведь из 700   помимо постройки казармы и домов ещё остается куча дерева, что нам с ним делать? Давайте рассмотрим вариации:

Вариации стратегий при раше/против раша

Билд №1: 2 банка + рынок

Наименее жадный билд. Напоминаю, что ещё до выгрузки 700   у нас есть 2 банка и плюс 50   остаётся. Вместе с 700   это 750   . Можно построить казарму,  2 дома и рынок. Останется 250  , на которые можно взять улучшения в рынке или построить ещё дома. Вторую казарму ставить не советую, так как скорее всего Вы не сможете поддерживать обучение из двух военных зданий, потому лучше вложиться в экономику.

Мой вердикт - хороший билд, советую для ребят до капитана-майора в нилле (старшего лейтенанта в таде). Хорош также при слабом макро ввиду разных причин (скилл, плохие клады). Хороший билд, если Вы делаете гусаров.

Билд №2: 3 банка

У нас 750  , третий банк + казарма+ 2 дома.

Мне не нравится этот билд, потому что он нас оставляет без рынка. Напоминаю, что после 700   идут  8 пикинёров, поэтому мы можем столкнуться с ситуацией, когда жмёт население, а дерева нету и купить его негде. Хотя 3 банка и позволяют поддерживать обучение из двух казарм, но дерева на эту вторую казарму не будет. Хотя по сравнению с билдом №1 есть плюс ввиду того, что третий банк даёт опыт и быстрее выходит поставка 8 пикинёров, что достаточно важно. В целом рекомендую билд №1, а не этот.

Билд №3: 3 банка + рынок или просто 3 банка со второй поставкой 600  

Билд №2 мне не нравится по причине того, что можно столкнуться с проблемой нужды в дереве, которое негде взять. Этот билд решает проблему. Но против агрессии или при агрессии играть без 8 пикинёров - это прямо очень плохо. Пикинёры слишком круты. Они и застрельщиков защищают, и отлично помогают кавалерии союзника против кавалерии соперника. Поэтому этот билд мне также не нравится и билд №1 остаётся моим фаворитом.

Билд №4: 3 банка + рынок + 8 пикинёров второй поставкой

Вне всяких сомнений лучший билд, хотя я никогда не видел, чтобы кто-то его использовал, однако я им активно пользуюсь. По уровню жадности билд едва ли не менее жадный, чем билд №1. Хотя в этом билде + 1 банк. Как так получается? Застрельщики у Вас выходят ненамного позже, а вот за счёт опыта третьего банка пикинёры выходят почти моментально. При этом в случае, если Вас будет жать население - у Вас есть рынок, где можно купить дерево. Билд нереально крут и унбалансен.

В чём же его проблема, почему его не используют? Всё просто. Для этого нужно иметь очень хорошее макро с хорошими кладами и его тяжело воплотить в жизнь. При слабом макро у Вас просто очень поздно выйдут застрельщики, так как Вы начнёте их обучение только после строительства третьего банка. Советую протестить этот билд с ботом, чтобы понимать, сколько и каких кладов Вам нужно, чтобы его исполнить.

Давайте разберём билд подробней. У нас 750  . Все поселенцы также на еде, кроме парочки, которые на руднике. Строим казарму,  рынок и дом. Как только собираем 350   - строим третий банк. Как только появляется поставка - вызываем 8 пикинёров. Проблема в том, что Вы строите только 1 дом и, учитывая выгрузку пикинёров, Вам просто не хватит населения для обучения застрельщиков. Поэтому тут же после постройки рынка покупаем 100   и строим ещё один дом. Если правильно оценить свои силы и исполнять этот билд, когда Вам будет позволять макро, то Вы сможете буквально на 5-10 секунд позже сделать пачку застрельщиков, но пикинёры у Вас выйдут куда быстрее, чем в билде №1. А также у Вас нереально топовая экономика. После 8 пикинёров выгружаем 600  . Если Вы хотите перейти в   эпоху - на это дерево берите улучшения в рынке и ставьте 4 банк. Если нужно быть в колониальной эпохе - также потратьте его на улучшения в рынке и ставьте вторую казарму.

Итог

Советую использовать билд №1 или билд №4, в зависимости от уровня Вашего макро и количества кладов. Почему билд №2 и билд №3 менее эффективны я, в принципе, пояснил. Главной ошибкой будет пойти на билд №4 со слабым макро, поэтому советую потренироваться с ботом. Буквально после 3-4 исполнений билда №4 Вы без труда сможете определять, когда он Вам по силам, а когда нет. Если Вы делаете гусаров, тут без вариантов билд №1.

Вариации стратегий   эпохи, если никто никого не рашит

Вариаций 3, давайте разберём их плюсы и минусы.

Билд №1:

  • 700 -600  
  • 4 банка и рынок

Такой билд немного затягивает переход в  эпоху, однако позволяет поставить Вам казарму на 700 или 600  , что очень полезно, если Вас неожиданно рашат. Или рейдят, так как с казармы можно сделать пикинёров. Также этот вариант позволяет сделать очень сильную экономику во  эпохе посредством 4 банков, рынка и улучшений в нём. Если Вы до конца не уверены рашат Вас или нет - этот билд отлично подойдёт.

Билд №2

  • 3 банка + рынок + 8 пикинёров второй поставкой

Если Вас не рашат / Вы не рашите, то этот билд можно делать с любым макро, так как если Ваши застрельщики выйдут поздно - это некритично. Конечно, этот билд не позволяет Вам очень быстро перейти в   эпоху и он не такой жадный, как билд №1, но он отлично подходит, если Вы хотите нанести какой-то урон сопернику. Хороший вариант, если Вы играете на маленьком фланге. Особенно классно против соперника, который бумится, против Англии, например. Также пикинёры будут полезны в защите от рейдов и помощи кавалерии союзника против кавалерии соперника. Также если вас вдруг рашат - у Вас есть армия.

Билд №3: ФФ

Не такой жадный, как билд №1, однако позволяет очень быстро перейти в   эпоху с очень сильной экономикой. 

На 700   строим третий и четвертый банки, затем выгружаем (3) картой 700   и переходим в эпоху. После 700   выгружаем (4) картой 600  , строим военные постройки, рынок и дом. Ваша экономика будет позволять обучать юнитов из двух военных построек. Однако, как только Вы будете в   эпохе, Вам нужна поставка, которой, скорее всего, не будет, поэтому желательно взять клад на опыт. Это, пожалуй, наиболее выгодный билд, если Вы сможете избежать конфузов, в частности:

  1. Если Вас рашат - это фиаско, так как у Вас нет военной постройки.
  2. Если Вас рейдят, а у Вас плохое расположение стад или Вы любите сливать поселенцев - это фиаско.
  3. Вашу команду тайминг-пушат, а Вы недостаточно хороши, чтобы тащить чуть ли не в одиночку или Ваш союзник воюет 1v2, не дожидаясь Вас, и сливают армию - это фиаско.

Однако, если всё удалось, то можно сделать довольно быстро кучу рейтаров и арестовывать всех гусаров или драгунов на карте, или просто мелкие отряды других юнитов, выгрузив, например,  первой поставкой 9 рейтаров и сделав ещё 10 из конюшен.

Рекомендую использовать на ПР 27-28+ будучи уверенным, что Вас не рашат.

Эпоха крепостей  

В   эпоху всегда переходим быстрым переходом. Если Вы всё сделали по православным советам - у Вас есть рынок и 4 банка. Дальше всё просто, в зависимости от ситуации выбирайте баланс экономики / армии. Брать карту на церковь и ставить 6 банков сразу не советую, лучше вложиться в армию, или выгрузить 1000  , чтобы взять контроль карты и построить домиков. Да, из-за наличия банков Голландии карта не так нужна, как другим нациям, однако тоже нужна, к тому же отжать карту это не просто забрать её себе, а не дать забрать её сопернику, что может быть ещё более важно. Конечно, если Ваши союзники имеют больше застрельщиков, чем соперник, Вам можно просто делать рейтаров, защищать пехоту союзника и кайфовать от жизни. Однако в большинстве случаев Вы будете играть застрельщиками.

Обязательно включите в деку все 3 улучшения  на них и улучшенный арсенал; со всеми апами застрельщики Голландии не просто лучшие в игре, а нереально хороши против почти всех юнитов. Если Вас защищают драгуны союзника, можно делать одних застрельщиков, выгружая улучшения и забирая карту с помощью 1000   и форта, брать карту на церковь и дальше развивать экономику. Если не защищают, лучше играть комбинацией застрельщики/алебардщики или застрельщики/рейтары. Второй вариант советую на более высоких уровнях. Первый - на низких, если Ваше микро застрельщиков/драгунов слабо, а также если Вы играете против игрока. который делает только кавалерию, ибо 99 процентов игроков до капитана не умеют идеально миксовать юниты. Плюс обучения рейтаров том, что Вы при необходимости всегда сможете добавить гусаров, то время как отсутствие казармы это дело усложняет.

Индустриальная эпоха  

Переходить лучше с 1000   - Вам оно понадобится для церкви. Не люблю быстрый переход в  эпоху, так как в  эпохе нужно вкладываться в массу, чтобы брать карту для себя и помогать её взять союзникам. Обязательно в деке должна быть карта на улучшенную церковь. В ней можно купить 6 страдиотов за 1000   (в   эпохе), 28 гвардейских мушкетёров за 2000   (в   эпохе), а также получить +2 к лимиту постройки банков взамен уменьшив скорость Вашей армии. Строить пятый и шестой банки советую именно в   эпохе, так как в   эпохе лучше как раз перейти в  , чем достраивать банки. Переход из   в  будет хорошим решением, если у Вас отжали карту, в частности фортом. Так как выгрузка 2 тяжёлых пушек + 28 гвардейских мушкетёров сильно поможет Вам в пуше оборонительных построек врага. Не забываем и про страдиотов и воинов-псов лакота (если это Великие равнины и нилла).

Дека

Обязательные карты: 3 поселенца, 700  , 600  , все три улучшения застрельщиков, атака кавалерии, форт, 1000  , 9 рейтаров, 8 пикинёров, улучшенная церковь, улучшенный арсенал (если Вы делаете застрельщиков), 2 фабрики, очень желательны 2 тяжёлые пушки, выше описано почему.

Далее необходимость карт зависит от того, какой это режим - это 2v2 или 3v3, а также что Вы делаете. В 2v2 при агрессии лучше иметь 3 гусара; если Вы не делаете ФФ, Вам нужно как минимум 700  , а лучше и 700   . В то время как при ФФ вам 700   не нужно вообще, а 700   обязательно. Также, если Вы делаете ФФ, важной поставкой становится 8 застрельщиков. Отсюда вывод, что лучше создать несколько дек в зависимости от того, что Вы будете делать. Остальное место можно заполнить экономическими картами и карточками на лимит банков. Хотя места у Вас, вероятно, будет очень мало или не будет вообще.

Отдельно напишу, почему 4 поселенца в деке не должно быть вообще: во  эпохе, чем больше банков Вы имеете, тем лучше Ваша экономика и тем проще вам строить новые банки / переходить в эпоху и тем меньше нужны Вам 4 поселенца. Эта поставка очень хороша при игре без банков или при игре с 1 банком, так как значительно усиляет Вашу экономику. Однако такие билды мы не рассматривали.

Общие советы

  1. Даже если союзник защищает Ваших застрельщиков, сделайте на всякий случай пару алебардщиков.
  2. Старайтесь выстраивать юнитов по соответствующему типу,  а не как попало. Пикинёры с мушкетёрами, например. Если у Вас много застрельщиков, пробуйте их разделять в разные отряды или просто вручную контролируйте, чтобы с одного выстрела убивать несколько юнитов, а не одного.
  3. Во  эпохе при обучении застрельщиков не стесняйтесь покупать дерево в рынке и делать пикинёров при необходимости.
  4. Следите за композицией юнитов соперника и союзника. Соперник играет в две кавалерии? Делайте пикинёров. Антикав союзников терпит неудачи? Делайте пикинёров. Вашей команде нужно больше кавалерии, а застрельщики особо не нужны? Переключайтесь на обучение кавалерии.
  5. Очень поздняя игра. Глубокая   или   эпоха. Ваши юниты проигрывают юнитам врага. Ваша экономика проигрывает экономике врага (у других наций больше места для экономических карт, а также 99 рабочих сильнее чем 50 и банки, даже если банков 8). Единственное Ваше преимущество - это население. Всегда держите его полным, все 150 военных юнитов должны сражаться против врага и его армии в 100 населения, иначе всё может закончиться для Вас плачевно.